Территориальный спор Японии и Китая может "взорвать" регион
18 сентября 2012 года
Конфликт между Японией и Китаем по поводу группы спорных островов в Восточно-Китайском море может активировать подобные территориальные споры по всему региону, считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
Территориальный спор между Китаем и Японией о принадлежности островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) обострился неделю назад после покупки японским правительством принадлежащих частному владельцу трех из пяти островов архипелага. По всему Китаю в эти дни проходят масштабные антияпонские демонстрации протеста. Власти КНР призывают Токио аннулировать свое решение по спорным островам.
"Если, не дай Бог, что-то серьезное произойдет вокруг островов Сенкаку, конечно же, это по принципу домино может отразиться на других конфликтах. То есть, фактически будет взорван весь регион", - сказал Кистанов .
Он напомнил, что острова Сенкаку (Дяоюйдао), на которые помимо Китая и Японии претендует также Тайвань, - не единственное яблоко раздора в регионе. В Южно-Китайском море сразу шесть стран - Китай, Тайвань, Вьетнам, Малайзия, Филиппины и Бруней - оспаривают друг у друга принадлежность островов Спратли. Там же находятся и спорные Парасельские острова, на них претендуют Китай, Тайвань и Вьетнам. Острова Токто (Лианкур) в Японском море никак не могут поделить Япония и Южная Корея. Япония претендует на четыре острова Курильской гряды, которые по итогам Второй мировой войны вошли в состав СССР, а позднее - РФ.
По мнению эксперта, возможность "цепной реакции" - один из аргументов в пользу того, что, несмотря на небывалые масштабы конфликта между Пекином и Токио, до военного конфликта между двумя государствами дело не дойдет.
"Я думаю, что войны не будет, и военного столкновения тоже, скорее всего, не произойдет", - заметил Кистанов. По его словам, в обеих странах понимают, что военный конфликт не отвечает интересам ни Пекина, ни Токио.
Помимо этого, по мнению эксперта, Токио и Пекин слишком тесно связаны экономически, чтобы вступить в войну. Китай является крупнейшим торговым партнером Японии, в Китае действуют около 30 тысяч японских компаний. Как напомнил Кистанов, Япония "более или менее безболезненно" пережила мировой экономический кризис в 2008 году во многом за счет того, что продавала свои товары на китайском рынке, который рос, в то время как рынки Европы и Северной Америки стагнировали.
Еще одним сдерживающим фактором является договор о безопасности между Японией и США. "В обеих странах понимают, что Япония не останется один на один с Китаем в случае возникновения серьезного конфликта, потому что связана договором безопасности с Соединенными Штатами", - напомнил ученый. Он уточнил, что по этому договору США обязаны защищать Японию, если она подвергнется крупномасштабной агрессии извне.
Эксперт отметил, что Пекин и Токио пока явно не собираются отказываться от попыток решить конфликт миром. До сих пор стороны не задействовали свои ВМС, к спорным островам подходят только рыболовецкие суда и патрульные корабли береговой охраны, но боевых кораблей там нет.
"Несмотря на масштабы (антияпонских выступлений в Китае), я считаю, что мы, может быть, уже сейчас наблюдаем пик (конфликта), а дальше дело пойдет на спад", - полагает Кистанов.
По его словам, китайско-японские отношения могут вернуться в нормальное русло не сразу из-за внутриполитической обстановки в обоих государствах. Как напомнил Кистанов, в Китае предстоит смена генсека ЦК Компартии и председателя КНР, а в Японии - роспуск парламента. Но в самой Японии есть "ряд серьезных экспертов, которые полагают, что Китай на самом деле не заинтересован в том, чтобы антияпонские настроения и выступления до бесконечности разрастались, и градус их накалялся, потому что они могут перекинуться на китайское правительство", - отметил российский ученый.
Другой эксперт, директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев, отвечая на вопросы , высказал мнение, что конфликт вокруг островов Дяоюйдао вряд ли вызовет обострение других территориальных споров в регионе.
"Эффекта домино все-таки не бывает в таких вещах. Редко случается, чтобы, когда что-то происходит, заинтересованные лидеры в других территориальных спорах решали: "Надо бы нам тоже прояснить ситуацию в очередной раз", - сказал Ознобищев. "У каждого территориального спора есть свои причины, своя логика, своя история и свои застарелые противоречия", - добавил он.
При этом эксперт отметил, что сам по себе территориальный спор между Пекином и Токио "чреват серьезными осложнениями". "И Китай, и Япония - это очень мощные державы. Державы восточные, самолюбивые, с чувством достоинства и, так скажем, с политическим гонором. И тут в худшем случае все может дойти до прямых столкновений. Надеюсь, что их удастся предотвратить", - добавил собеседник агентства.
Однако, уточнил аналитик, речь не идет о военных столкновениях на уровне государств. "Национальный дух, он уже провоцирует граждан на многие вещи. Вот сейчас китайские рыболовные шхуны направились к спорным островам, японцы там тоже наверняка будут высаживаться... Это все Восток, особый менталитет. И это уже будет остановить не очень просто", - считает Ознобищев.
Пять островов Сенкаку (Дяоюйдао) являются спорной территорией между Японией и Китаем. Пекин и Токио не могут определить прохождение границы между исключительными экономическими зонами в районе островов. Токио настаивает на прохождении разделительной линии посередине водного пространства, Пекин - на перемещении линии ближе к японскому побережью.
Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, Китай же напоминает, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970-х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемых.