Проекты, мебель и живопись архитектора Ле Корбюзье покажут в ГМИИ им. Пушкина
24 сентября 2012 года

Выставка Ле Корбюзье - архитектора, который участвовал в конкурсе на строительство Дворца Советов в Москве, придумал типовое жилье и микрорайоны, а также изобрел в 1927 году кресло "гран комфорт", успешно продающееся до сих пор, открывается в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ) во вторник.

Значение Ле Корбюзье для истории переоценить практически невозможно, поэтому обращение музея к его творчеству кажется вполне логичным продолжением линии про искусство ХХ века, начатой выставками Пикассо и Дали. Талант нынешнего героя лежит в иной плоскости - архитектуре, но и к живописи он был неравнодушен, что показывают его многочисленные абстрактные картины.

Экспозицию открывает модель памятника Ле Корбюзье авторства Андрея Тыртышникова: мастер расслабленно полулежит в неизменных круглых очках и бабочке, словно под ним не стул, а придуманный им шезлонг, который, по описанию на выставке, "позволяет удобно располагаться в нем, принимая раскрепощенные позы в духе моды того времени".

В следующем году изваяние должно появиться у здания Центросоюза на Мясницкой - единственного в Москве, которое было сооружено по проекту архитектора, хотя он наведывался в советскую столицу в период между 1928-32 годами трижды и водил дружбу с Эйзенштейном, Эль Лисицким и братьями Весниными.

Об этом рассказывает обширный "русский" раздел экспозиции, где также нашлось место и чертежам проекта Дворца Советов, и годами позже изготовленному по ним макету, и небольшим рисункам в стиле "ню" - подаркам Весниным. Здесь же - фотографии знаковых конструктивистских зданий, которые советские архитекторы делали с прицелом на изобретенные Ле Корбюзье формы.

Например, в пояснении к снимку с домом Наркомфина говорится, что "Гинзбург и Милинис использовали некоторые элементы его парижских вилл". Одновременно, Ле Корбюзье увез в Париж их чертежи, позже пригодившиеся ему в работе над жилыми единицами - домами, которые строились в 1950-е годы на изобретенной им системе "Модулор", то есть рациональном соотношении размеров человека и жилища. По сути, от этой же идеи, только еще в более уменьшенном по пропорциям варианте, отталкивались при проектировании "хрущевок".

Примеры домов с малогабаритными квартирами от французского архитектора, равно как и нереализованные планы "Вуазен" и "Лучезарный город" для Парижа и Москвы соответственно, деревянный макет самого масштабного проекта Ле Корбюзье - проектирования Чандигарха, новой столицы штата Пенджаб, также можно увидеть на выставке. Разглядывая эти проекты, можно в очередной раз поразиться, как "Вуазен" 1925 года своими высокими зданиями с крестообразными планами отчаянно напоминает относительно современную застройку в районе метро "Юго-Западная".

Выставка Ле Корбюзье занимает главное выставочное пространство ГМИИ: в колоннаде также разместились снимки его реализованных по всему миру построек, выполненные магнумовским фотографом Рене Бурри (его работы были на выставке "Куба в революции" в "Гараже").

При этом выставка Ле Корбюзье это не только чертежи, идеи и макеты, но и их подача, за которую отвечала Натали Криньер. До этого она занималась оформлением экспозиции, посвященной Кристиану Диору - тогда колонны в Белом зале были обшиты зеркалами, и их строгий ритм, множась в отражениях, переставал читаться. Вот и на этот раз сложное пространство удалось изящно обыграть - в центре появилась похожая на завиток выгородка-подставка, на которую поместили деревянную скульптуру Ле Корбюзье, стены заняла живопись и эффектные яркие гобелены, а небольшие витрины - ракушки, косточки животных, камушки и прочие природные объекты вдохновения архитектора.