Железнодорожное сообщение из Молдавии через Приднестровье возобновлено
26 апреля 2012 года
Отправлением от станции Рыбница грузового состава с продукцией Молдавского металлургического завода в четверг возобновлено железнодорожное сообщение из Молдавии через Приднестровье, сообщила пресс-служба приднестровского лидера.
Лидер Приднестровья Евгений Шевчук и премьер-министр Молдавии Влад Филат, присутствовавшие на церемонии отправки товарного состава, пожали руку машинисту поезда, пожелав счастливого пути.
"Сегодня мы увидели реальную реализацию подписанного 30 марта протокольного решения. Мы являемся свидетелями того, что с 2006 года впервые в направлении Украины пошел поезд, груженный продукцией приднестровских предприятий", - сказал журналистам Шевчук.
По его словам, возобновление движения по этому участку железной дороги даст возможность улучшить работу многих предприятий, что, соответственно, увеличит поступления в бюджет.
Молдавский премьер поблагодарил приднестровскую сторону, отметив, что "Евгений Шевчук - человек слова, которой разрушает преграды, построенные до его прихода во власть".
"Мы будем и в дальнейшем делать все возможное, чтобы люди с правого и левого берегов Днестра могли спокойно и нормально работать, передвигаться, чтобы экономика Молдовы и Приднестровья развивалась", - заявил Филат.
Движение товарных поездов из Молдавии через территорию непризнанной республики было прервано в марте 2006 года, когда Украина, по согласованию с Кишиневом, ввела новый таможенный режим для Приднестровья, согласно которому весь экспорт должен проходить оформление в официальных органах Молдавии. Руководство Молдавской железной дороги перенаправило поезда, следовавшие через Приднестровье, на север, в объезд ПМР. В Тирасполе расценили эти действия как экономическую блокаду. В настоящее время через Приднестровье проходят транзитные грузовые составы в Россию и Украину, а также два пассажирских поезда Кишинев-Москва и Кишинев-Одесса.
Тридцатого марта глава ПМР и премьер-министр Молдавии Влад Филат подписали соглашение о возобновлении в 30-дневный срок полноценного железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья.
Власти Приднестровья после возобновления железнодорожного сообщения ожидают роста промышленного производства, прежде всего за счет интенсификации вывоза готовой продукции по железной дороге. В целом по республике 15 крупных промышленных предприятий за три месяца смогут увеличить объемы производства на 50%.
Приднестровский конфликт не удается урегулировать уже более 20 лет. Незадолго до распада СССР, 2 сентября 1990 года, пять расположенных на левом берегу Днестра районов Молдавии объявили о создании Приднестровской союзной республики в составе СССР, а затем - независимой Приднестровской молдавской республики (ПМР) с центром в Тирасполе. При этом город Бендеры и несколько прилегающих к нему правобережных сел высказались за вхождение в состав ПМР. Причиной для такого шага послужили заявления националистически настроенных радикалов в Кишиневе о выходе Молдавии из СССР и возможности ее присоединения к Румынии.
Власти Молдавии не согласились с решением приднестровских депутатов и попытались решить проблему, введя войска в непризнанную республику. В 1992 году в Приднестровье начался вооруженный конфликт, продолжавшийся несколько месяцев, до середины июля. В результате Кишинев утратил контроль над левобережными районами, и Приднестровье стало территорией, фактически неподконтрольной Кишиневу, со всеми атрибутами государственности, включая собственную валюту.
Международного признания Тирасполь не получил, но активно этого добивается. Молдавию данный вариант не устраивает, она предлагает приднестровцам автономию в составе единого государства.
В переговорах по приднестровскому урегулированию участвуют Молдавия и Приднестровье - как стороны конфликта, РФ, Украина и ОБСЕ - как посредники, Евросоюз и США - как наблюдатели.