Архангельский траловый флот в поисках "капитана"
23 октября 2012 года
Развивать ОАО "Архангельский траловый флот" (АТФ) сможет только эффективный собственник, полагают эксперты, опрошенные агентством "Прайм", причем, по их мнению, передача компании в частные руки не гарантирует положительный результат.
"Необходимо, чтобы АТФ купили профессионалы из отрасли, имеющие достаточные средства для развития производственных мощностей флота, модернизации старых судов, строительства новых судов, в том числе на отечественных судоверфях", - заявили агентству в "Рыбном союзе".
ФЛОТ В НАДЕЖНЫЕ РУКИ
"Конечно, приватизация - это правильный путь с точки зрения повышения эффективности управления. Если это будет эффективный собственник, и приватизация будет сделана в интересах РФ - это правильный шаг", - поддерживает директор портала "Фишнет" Александр Макаров.
В свою очередь президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Юрий Кокорев не видит оснований для приватизации Архангельского флота.
"Я остаюсь на позиции, чтобы база тралового флота оставалась в государственной форме собственности... Есть, конечно, проблемы, но в целом в нормальном состоянии находится флот, не дает повода для смены собственника", - сказал он.
По его словам, это единственное государственное предприятие в отрасли, которое прибыльно.
Кокорев напомнил, что в начале прошлого десятилетия в течение года у Архангельского тралового флота сменилось три руководителя, которые "довели до ручки предприятие". Затем генеральным директором был назначен Юрий Никулин, который компанию "вывел из этого стопора", и теперь оно работает в нормальном режиме.
"Мне кажется, что в рыбной отрасли не было примера эффективной работы государственного предприятия", - возражает Макаров.
МОЖЕТ ПОТОРОПИЛИСЬ?
На общественных обсуждениях по вопросу приватизации АТФ начальник профильного управления Росрыболовства Андрей Козлов высказал мнение, что решение о продаже компании преждевременно.
"Мое мнение, как члена Совета директоров, я бы вообще сказал бы о преждевременности продажи акции Архангельского тралового флота, - заявил он. - Если мы говорим об обновлении флота рыбопромыслового в целом, то мы только через государственные компании можем осуществлять строительство на российских верфях".
Кокорев также не уверен, что приватизация будет благом для коллектива и для базы флота. По его мнению, можно сменить руководителя, если государство посчитает, что нынешний глава компании не дорабатывает.
"Но я так не считаю, я считаю, что человек на месте и вывел из тяжелого состояния. Ему наследство досталось нелегкое, с огромными долгами, и он вывел его в прибыльное предприятие, каким оно и было, пока возня не началась с необходимостью приватизации", - говорит Кокорев.
Сейчас, по словам президента ВАРПЭ, предприятие получило кредит под обновление флота, есть соответствующая программа, и деньги.
"Это предусматривало решение проблемы обновления, глубокую обработку добываемого сырья и перспективы развития. Без приватизации можно было бы решить эти вопросы", - полагает Кокорев.
"А в условиях приватизации, какие цели будущий собственник будет преследовать? Если подешевле купить и перепродать, что может быть, это не в интересах ни коллектива, ни государства. Купить и вложить туда средства собственные для развития - благородная цель, дай бог, если так получится", - отметил он.
СПОРЫ ПО ФОРМЕ
По мнению "Рыбного союза", лучшей формой приватизации АТФ является открытый аукцион, к участию в котором будут допущены только отечественные рыбодобывающие компании.
"Открытый аукцион с участием рыбодобывающих компаний, на котором рыбаки будут сидеть друг напротив друга и победителем станет тот, кто предложит большую цену является наиболее прозрачной формой отчуждения акций АТФ", - сказал представитель "Рыбного союза".
Минэкономразвития РФ также настаивает на проведении аукциона, тогда как глава Росрыболовства Андрей Крайний говорил о необходимости проведения конкурса, где могут быть выставлены дополнительные условия для приобретателя, в том числе социального характера.
В пятницу на общественных обсуждениях Росимущество предложило также рассмотреть такой вариант приватизации, как открытые конкурентные переговоры, когда покупатели выступают с офертой, а потом начинается обсуждение поступивших предложений. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба России предложила обсудить возможность допуска к торгам зарубежных компаний.
В то же время, согласен представитель "Рыбного союза", этот бизнес имеет свою специфику, и если он попадет в некомпетентные руки, то регион может лишиться не только флота, но и градообразующего предприятия, которым является АТФ с его больницами, детскими учреждениями, котельной.
По мнению Макарова, это относится к отрасли в целом.
"У нас такая ситуация сейчас, что она (рыбодобыча - ред.) остается сырьевым придатком, и хотелось бы видеть, чтобы эти процессы (приватизация - ред.) не только повышали экономическую эффективность, но и решали социальные задачи, чтобы были рабочие места, добавленная стоимость и налоги для решения социальных проблем", - полагает он. Также по его словам, необходимо решить такие вопросы, как выход России на рынки в условиях ВТО с более переработанной, конкурентоспособной продукцией.
ФАС уже одобрила ходатайство ООО "Вирма" (Петрозаводск, является учредителем ООО "Северо-Западная рыбопромышленная компания-Мурманск") о приобретении этого актива. Кроме того, в ведомстве находится аналогичная заявка ЗАО "Русская рыбная компания" (входит в группу компаний "Русское море").
ОАО "Архангельский траловый флот" - крупнейшее рыбодобывающее предприятие в Архангельской области, созданное в 2004 году путем приватизации ФГУП "Архангельская база тралового флота". Уставный капитал АТФ составляет 1,532 миллиарда рублей и разделен на 15,319 тысячи обыкновенных акций номиналом 100 рублей. 100% акций принадлежат РФ в лице Росимущества.